Previous Entry Share Next Entry
аналеммы на сферических панорамах
ivan_lj
как только я увидел сферические панорамы, мне пришла в голову мысль, что это хорошая матрица для визуализации "моих" аналемм. этим летом попробовал сделать несколько сферических панорам, получилось, прямо скажем, коряво. однако вполне достаточно для того, чтобы представить себе, что имеется в виду под аналеммами. и вот на днях я наконец дозрел до того, чтобы совместить суточный набор аналемм с одной из своих панорам, снятой на алтае. сделано эскизно, без тщательной подгонки и проверки:


щелкаем и смотрим, как это выглядит на сферической панораме: крутимся вокруг, меняем масштаб, наблюдаем за аналеммами-восьмерками

если не отображает, здесь берем плагин:
Get DevalVR!

как сейчас некоторыми плагинами отображается направление по сторонам света при вращении панорамы, так можно было б навешивать поверх панорамы расчетные аналеммы - положения солнца, привязанные к данной местности в течение года

upd. для разъяснения вывешу и график аналемм для москвы, который я рассчитывал несколько лет назад

что к чему: на этом графике (см. крупнее) представлено положение солнца (азимут и высота) для москвы в течение года. каждая аналемма-"восьмерка" соответствует конкретному времени, соответствующее время подписано над (лето) и под (зима) каждой восьмеркой. на аналемме-восьмерке, соответствующей 14 часам дня (лето), показаны 4 основные даты года - 2 солнцестояния (21 июня и 21 декабря) и 2 равноденствия (21 марта и 21 сентября). например, если проследить за самой верхней точкой (красного цвета) всех восьмерок, то можно увидеть ход солнца в москве в течение всего дня 21 июня. в частности, видно, что в этот день солнце восходит почти в 5 часов утра примерно на 45 азимуте (северо-восток)

upd2. неспешно ищутся энтузиасты для совмещения сферических панорам и аналемм. неспешно - потому что думаю, что аналеммы вряд ли кого-то сильно заинтересуют. но мало ли..
итак, что нужно делать:
* берем качественную сферическую пейзажную панораму, можно вместе с солнцем в кадре (для последующей состыковки/проверки)
* ориентируемся по азимутам, вычисляем, где у нее истинный (не магнитный) север
* рассчитываем набор аналемм для данных широты/долготы (это делает моя Day-night)
* накладываем изображения солнца с учетом его углового размера (30 угловых минут) и преобразований между плоской и сферической геометрией
* красиво все это оформляем: подписываем часы (по гринвичу, местное зимне-летнее время, возможны варианты), можно добавить сетку азимутов-высот..
* автоматизируем процесс

upd 2015-11-02 11:31 (utc3)
нашел софт, сделал видео http://www.youtube.com/watch?v=dMoLUIpsE7s

  • 1
продолжаю присматриваться к сферическому инструментарию. выложил панораму без аналемм:
http://viewat.org/?i=en&id_aut=4214&id_pn=12648&sec=pn

Как я понимаю, с математическим инструментарием у Вас все в порядке. Для осуществления задуманной идеи нужно только грамотно визуализировать результаты расчетов. Для этого нужно всего лишь: геометрически верная сферическая панорама и несколько снимков солнца на различной высоте над горизонтом. Различные снимки Солнца сделают картинку более правдоподобной.
Я привык работать с эквидистантной проекцией, там все просто – всегда одинаковое количество пикселей на градус азимута и высоты по всему полю. Единственное, что нужно учесть – искажения, но тоже не проблема (объект растягивается по горизонтали обратно пропорционально косинусу высоты). Если совсем точно, то верхний и нижний край объекта имеют разную высоту, но, в случаем с Солнцем на уровне средних широт, этим можно пренебречь. А дальше на исходной панораме в Фотошопе для каждой точки: либо ручками подбирать изображение Солнца, соответствующее высоте, растягивать по горизонтали до нужной пропорции и накладывать, либо автоматизировать процесс средствами JS или VBS for PS. Как по мне, так для трех-пяти аналемм, то проще руками, если больше – лучше помучаться с изучением объектной модели PS.

ЗЫ: Повторюсь – по мне так значительно интереснее сфотографировать, чем сделать коллаж, а аналеммы я, в свое время, в Экселе рассчитывал.

> Как я понимаю, с математическим инструментарием у Вас все в порядке

да, несколько лет назад меня настолько захватила тема, что я потратил довольно много своих досуговых человеко-часов на эту программу:
http://www.freeware.ru/program_prog_id_13655.html

> геометрически верная сферическая панорама и несколько снимков солнца на различной высоте над горизонтом

геометрически верная - точнее, чем делают их программы типа PTGui при сшивании полной сферы, вряд ли получится. а реперное солнце в нескольких точках и правда не помешает

> Я привык работать с эквидистантной проекцией, там все просто – всегда одинаковое количество пикселей на градус азимута и высоты по всему полю

да, я это уже понял - этот блин комом (панорама на алтае, которая показана выше) как раз в такой проекцией. и заодно столкнулся с тем, что вы обозначаете - не внес поправку на косинус высоты, вот оно у меня все и сжалось сверху-снизу

> А дальше на исходной панораме в Фотошопе для каждой точки: либо ручками подбирать изображение Солнца, соответствующее высоте, растягивать по горизонтали до нужной пропорции и накладывать


не, ручками я очень ленив. 10 точек - и мне уже хочется что-нибудь автоматизировать )
в принципе рисовать на изображении я уже пробовал из Delphi, надо лишь поднапрячься и сделать. но пока не делел, мне уже видится проблема: точная состыковка азимута и горизонта. особенно если работать с чужими панорамами - со своими, я чувствую, не скоро продвинусь. хотя и это дело надо бы подробнее освоить

> ЗЫ: Повторюсь – по мне так значительно интереснее сфотографировать, чем сделать коллаж

ну тут - кого к чему больше влечет ) кроме того, вот посмотрел я снимки аналемм над греческими развалинами (видели небось?), и как-то они меня не очень впечатлили - ну просто белые точки стоят в нужных местах. опять же - фотография плоская, не покрутишь, не осмотришься, как оно выглядит на фоне окрестностей.

кстати, сейчас как раз медленно клепаю презентацию по аналеммам - мне все еще кажется, что это достаточно любопытное и достаточно простое явление, надо лишь дать народу необходимый толчок, чтобы перевести их в новое фазовое состояние - понимание )
причем сознанием понимаю, что ошибаюсь, но все равно вожусь

Насчет самостоятельной программы - это круто, я ограничился написанием астрономических формул на VBA в Excel.
По поводу рисования на Delphi... на мой взгляд, лучше все-таки с графикой работать в графических редакторах, тем более то же PS имеет свою объектную модель и позволяет использовать JS и VBS. Документация для каждой версии PS бесплатно скачивается с сайта Adobe.
Реперное Солнце (даже несколько экземпляров) все-таки не даст необходимой точности. Лично у меня есть только одна геометрически идеально выверенная панорама, геометрию в ней я выводил по карте звездного неба в PTgui - несколько сот точек (все звезды на позиции, соответствующей дате съемки и времени на часах собора - тот еще геморрой, у меня ушло два месяца практически ежевечерней работы). Сейчас идет разговор о коммерческом использовании этой панорамы, поэтому предоставить ее для благого дела, к сожалению, не могу.
Аналемму на греческих развалинах, естественно, видел – да, Солнце там снято не очень, но ведь никто не мешает снять его и по-другому. Хоть так, хоть эдак, да хоть солярографией…
По мне кажется, если делать коллаж, как наглядное пособие, то в идеале, надо делать не только интерактивную сферу, но и анимировать Солнце. Но это уже вопрос самописного флеш-движка со своим интерфейсом и математикой. Тут нужен флеш-программист-астроном-энтузиаст в одном лице с большим запасом свободного времени.
Идей накидать можно много, вплоть до анимации самой панорамы - менять вид пейзажа в зависимости от времени года (365 сферических панорам с одной точки - легко :)), но надо с чего-то начинать, лично я бы начал, как и писал выше, с одной панорамы и нескольких снимков Солнца. Кстати, о панораме в качестве наглядного пособия - много ли человек из Вашей аудитории были в этом месте на Алтае, а если и были, то точно могут сказать, что север не совпадает и горизон ушел? В принципе, такой пейзаж можно даже заменить на искусственно сгенерированный (есть такие программы - генераторы ландшафтов), наглядность не пострадает. Если же использовать какой-нибудь легко узнаваемый аудиторией пейзаж, типа Красной площади или Петропавловки, то тут уже придется уделить геометрии внимание. Наверное, стоит начать с наиболее простого, а затем изменять и добавлять детали. И, мне кажется, не стоит отображать позиции Солнца, находящиеся ниже уровня горизонта, или, хотя бы, сделать их полупрозрачными.

> Насчет самостоятельной программы - это круто

ну тут - кто чем занимается ) это просто хобби

> По поводу рисования на Delphi... на мой взгляд, лучше все-таки с графикой работать в графических редакторах, тем более то же PS имеет свою объектную модель и позволяет использовать JS и VBS

да, вероятно. надо будет посмотреть в эту сторону. в самом элементарном виде я в дельфях что-то рисовал, в частности, изменение яркости изображения (чтобы рисовать освещенную часть земной карты, см. скриншот моей программы), но если что-то потруднее, конечно проще будет использовать профессиональный софт

> Реперное Солнце (даже несколько экземпляров) все-таки не даст необходимой точности

да, скорее всего даже если и получится, то останется скорее изобразительным искусством, чем средством измерения. но зато весьма иллюстративным

> выводил по карте звездного неба в PTgui - несколько сот точек (все звезды на позиции, соответствующей дате съемки и времени на часах собора - тот еще геморрой

ну это можно себе представить ) правда не понимаю, как можно изменить геометрию - ну нашли вы например, что какие-то звезды лежат не в тех местах, как вы это поправляете? кроме того, наверно нужно было учитывать разницу времени съемки между первым и последним кадрами. в общем, выглядит сурьезно )

> поэтому предоставить ее для благого дела, к сожалению, не могу

совершенно не проблема - мне точное средство измерений, как я уже сказал, вряд ли потребуется

> не мешает снять его и по-другому. Хоть так

да, кстати, так оно гораздо симпатичнее. а греческие - вообще фигня какая-то - я как раз такое собрался просимулировать )

> По мне кажется, если делать коллаж, как наглядное пособие, то в идеале, надо делать не только интерактивную сферу, но и анимировать Солнце

да, тоже думаю. чтобы можно было менять дату, время, смотреть за всем этим благолепием

> 365 сферических панорам с одной точки - легко :)

)

> Кстати, о панораме в качестве наглядного пособия - много ли человек из Вашей аудитории были в этом месте на Алтае, а если и были, то точно могут сказать, что север не совпадает и горизон ушел?

я вам больше скажу: я откровенно промазал с азимутами - так торопился (куда, спрашивается), когда все совмещал, и не перепроверил. теперь эта фотография - гимн невнимательности

> В принципе, такой пейзаж можно даже заменить на искусственно сгенерированный (есть такие программы - генераторы ландшафтов)

кстати, точно, это мысль

> не стоит отображать позиции Солнца, находящиеся ниже уровня горизонта, или, хотя бы, сделать их полупрозрачными

да, сделать не такими яркими. кроме того, это ж положения солнца в вакууме. я не делал поправки на рефракцию в атмосфере, а она весьма существенна - около горизонта 0.83 градуса, при диаметре солнца полградуса. то есть когда диск уже полностью виден, геометрически солнце еще за горизонтом. но в первом приближении подумываю забить на это - людям бы просто аналеммы осилить

>это просто хобби

у меня тоже хобби :)

>правда не понимаю, как можно изменить геометрию - ну нашли вы например, что какие-то звезды лежат не в тех местах, как вы это поправляете? кроме того, наверно нужно было учитывать разницу времени съемки между первым и последним кадрами

тут да, все было сурьезно. В процессе съемки начал снимать небо с запада, чтобы снять уходящие звезды, в последнюю очередь, соответсвенно - восток. Таким образом, ни одна звезда не оказалась потерянной. При склейке делал две панорамы - для земных объектов, на которой потер все звезды, и для неба, которую выравнивал по карте звездного неба, приведенной к моменту съемки центрального кадра с часами. Кстати, звездное небо слеилось со словами "слишком хорошо, чтобы быть правдой", при 200МП панораме расхождение составляло не более 3 пикселей - на звездах параллкас съемки не сказывается, т.к. ничтожно мал по сравнению с расстоянием. Потом наземную панораму выровнял по центральному кадру звездной, чтобы горизонт лег на свое место, и наложил их друг на друга по масочке... ну это уже художественное шаманство.
Была еще мысль снять небо одним кадром при помощи фишая, но удачнее получилось выравнивать панораму по карте. По фишаю другая задумка - хочу снять суточное сращение всего неба оптом, но то погода шепчет, то времени нет :(

>я не делал поправки на рефракцию в атмосфере, а она весьма существенна - около горизонта 0.83 градуса

для низкого солнца обязательно надо учитывать, тем более, что формула, насколько помню, там не сложная

> Потом наземную панораму выровнял по центральному кадру звездной, чтобы горизонт лег на свое место

в чем, фсмысле в каком софте можно так крутить сферы?

> для низкого солнца обязательно надо учитывать, тем более, что формула, насколько помню, там не сложная

тут дело в другом. либо не прерывать целостность всего кольца аналемм, либо оставить только ту часть, которая сверху горизонта. во втором случае конечно неплохо и рефракцию учесть

>в чем, фсмысле в каком софте можно так крутить сферы?

В том же PTgui. Загружал "небесную" и "земную" панорамы в эквидистантной проекции, "небесную" лочил от изменений, и по ней выравнивал "земную". Накладывал уже по маскам в фотошопе.

>либо оставить только ту часть, которая сверху горизонта. во втором случае конечно неплохо и рефракцию учесть

на мой взгляд, лучше именно так и сделать, ибо Солнце под горизонтом вопринимается как отстраненная абстракция. Думаю, достачно нескольких полных аналемм, видимых над горизонтом, чтобы представить, что неполные продолжаются и ниже.

Поскольку вы проявили интерес в 2011 году, надеюсь вам будет это же интересно и в 2015-м. )

Хочу поделиться результатом своих изысканий:
http://www.youtube.com/watch?v=dMoLUIpsE7s

Да, пропустил коммент. Интересно получилось - вполне познавательно и наглядно. А я вот все периодически задумываюсь над вопросом: как это сфотографировать. Одна из самых сложных проблем - безопасность оборудования в месте с хорошим видом и обеспечение его автономной жизнедеятельности в течении года.

Вы про сфотографировать аналемму? Ну в общем да, по-хорошему это должен быть клочок вашей территории - типа правильно расположенный балкон, или в этом духе.

Да, и довольно сносная камера, которую, к тому же, не очень жалко. Еще электричество подвести.... Технически все очень просто, а вот организационные проблемы губят идею.

И ещё неплохо бы заранее пристреляться, поместится ли вся аналемма в кадр. Будет обидно отснять значительную часть, чтобы через несколько месяцев обнаружить, что она -таки не влезла. )

Пристрелка - тоже вопрос технический и решаемый. Самое обидное - это потеря камеры. Во время моих экспериментов с солярографией, из более чем десяти камер, расположенных в неохраняемых местах, выжил лишь один. А это были просто картонные коробочки, не имеющие ни какой ценности. Люди любопытны :)

Вам должно понравиться - работа одного венгра:
https://www.youtube.com/watch?v=ZS2FvljQXsk

Спксибо за ссылку. Идея подобного таймлапса у меня зреет уже несколько лет - все никак не решить вопросы с техникой, софтом, безопасностью... ну и лень, естественно, присутсвует :)

Лень да, страшное дело. )

Я вот в процессе изготовления третьего видоса про ход солнца - он будет посвящён солнечным часам. И вот уже несколько месяцев тянется. То одним отвлекаюсь (чем-то относительно полезным), то другим (чем-то совершенно бесполезным, например просмотром очередного тупого боевика).

Кстати, может вам будет любопытно - я тут сделал совмещение сферических панорам от гуглокарт со своими аналеммами - и теперь получается за приемлемое время совмещать аналеммы из разных уголков планеты. Вот например из последнего:
* Сидней https://daybit.ru/pano_streetview/pano170204_sydney/pano_.html
* Мурманск https://daybit.ru/pano_streetview/pano170201_murmansk/pano_.html
* Пхукет https://daybit.ru/pano_streetview/pano170204_phuket/pano_.html

Стрелка вправо - увеличивает время на 1 час. Стрелка вверх - увеличивает месяц на 1.

очень интересная работа...
если бы вы помогли с абсолютными цифрами для создания трехмерной модели,
я бы помог вам создать (разумеется, бесплатно, и без авторских ограничений на публикацию) более наглядный интерактивный ролик на флэш,

в астрономии я не очень силен, и именно это мешает мне создать адекватную трехмерную модель.

создать такую модель на самом деле очень просто, я видел фото-работы, комбинированные из статичного кадра окружения и серии кадров движения солнца наложенных на окружение.

если же создать физически корректную модель движения солнца, то привязать ее к сферической панораме в трехмерном редакторе- не сложное дело,
и созданный на основе этой модели интерактивный ролик во флэш будет весьма фотореалистичен, уж, во всяком случае, никто не сможет отличить от реальной съемки, если не учитывать статичность "земли".

как я понял, угловое расстояние между точками зимнего и летнего солнцестояния- величина постоянная для любой точки планеты и для любого времени, а точки равноденствия -не обязательно находятся на пересечении аналеммы, а находятся на середине этого углового расстояния?


В любом случае, мне будет интересно реализовать эту модель, меня зовут Вадим, merxion@mail.ru

спасибо за отклик. с цифрами охотно помогу, главное понять, в каком формате. а что именно будет включать в себя флеш-ролик?

в астрономии я тоже не силен, я освоил лишь малую астрономическую часть - самые большие по угловым размерам косимческие тела на небосводе - солнце и луну.

да, угловое расстояние, да и вообще вся форма аналеммы в телесно-угловых единицах неизменна в любой точке планеты и для любого времени, вопрос лишь в том, какая часть конкретной аналеммы видна для этой местности и в каком месте неба, что, впрочем, тоже подчиняется простым законам. я как раз неспешно начал ваять презентацию на эту тему. застопорился в основном из-за пропадающего вдохновения )

я себе этот ролик представляю как time-lapse панораму.
сферическая панорама, у которой через flash реализовано интерактивное управление отображением положения солнца.

допустим, анимация положения аналеммы при скроллинге "по часу года", + опциональное отображение всех часовых аналемм, при сохранении навигации в "3D" пространстве панорамы.

сама панорама может быть однокадровой (только одна панорама), но можно выбрать произвольный день лета, допустим, и снять панораму раз в час и "привязать" аналеммы к соответствующим им панорамам (или же один день лета -ближе к верху, и один день зимы -ближе к низу).

+ еще можно добавить "красивостей" вроде непрерывного размытого (motion blur) движения солнца по небу в панораме с всплесками в виде аналемм (наподобие видимого глазом низкоскоростного движения пропеллера, который на самом деле вращается очень быстро)

+ ночные часы, звезды и млечный путь.

если аналемма и так, сама по себе, является результатом проекции видимого положения светила с учетом движения земли, значит фактически моделирование можно ограничить двумя сферами с совмещенными осями вращения.

внутренняя сфера- модель земли

наружняя-небо с нанесенными на него аналеммами.

нужно только лишь точно нанести все точки аналемм на сферу с соблюдением соотношения угловых размеров, в точной привязке к радиусу этой сферы.

потом останется привязать камеру к точке на планете в соответствии с ее положением и можно выполнять моделирование.

дальнейшее -совмещение смоделированных аналемм с панорамой, уже достаточно рутинный процесс.

таким образом, вся сложность такого моделировании состоит в создании трехмерной сферы с нанесенными на поверхность солнцами в виде аналемм

радиус сферы, естественно, значение не имеет, имеет лишь значение соотношение радиуса небесной сферы к радиусу солнца и точные угловые координаты каждой солнечной сферы, как точки аналеммы, в привязке к оси вращения земли.

вот с эти проблемы у меня: казалось бы- взять две сферы-одну маленькую солнце и большую небесную (с пропрциональными радиусами), и просто выставить копии солнца по поверхности небесной сферы,

но как это сделать?
у меня есть пока два варианта:
1 неточное (на мой взгляд) решение-сделать плоскую развертку сферы и ставить положения солнца в двумерных координатах плоскости

но даже для этого нужно иметь двумерный график аналемм, который можно было бы натянуть на сферу без искажений, которого у меня нет.

2 либо вручную вводить угловые координаты каждой точки аналеммы, которых у меня также нет.

> сферическая панорама, у которой через flash реализовано интерактивное управление отображением положения солнца.

а есть какие-то примеры подобного флеша? то есть подразумеваются элементы управления прямо на панораме, которыми можно будет менять время и дату, наблюдая за перемещением солнца?

> допустим, анимация положения аналеммы при скроллинге "по часу года", + опциональное отображение всех часовых аналемм, при сохранении навигации в "3D" пространстве панорамы.

ну да, например полупрозрачное отображение аналемм. правда фон у самой панорамы будет все время разный, и каждое положение солнца будет выглядеть по-разному

> но можно выбрать произвольный день лета, допустим, и снять панораму раз в час и "привязать" аналеммы к соответствующим им пнорамам (или же один день лета -ближе к верху, и один день зимы -ближе к низу).

ну это наверно круто, чтобы еще и тени вокруг плыли в зависимости от положения солнца, а количество снега вокруг менялось от сезона, но по трудоемкости это кажется перебор

> + еще можно добавить "красивостей" вроде непрерывного размытого (motion blur) движения солнца по небу в панораме с всплесками в виде аналемм

ага, такую линию дневного хода можно двигать в зависимости от выбора даты

> ..значит фактически моделирование можно ограничить двумя сферами с совмещенными осями вращения.
> внутренняя сфера- модель земли
> наружняя-небо с нанесенными на него аналеммами.

немного проще. раз вы хотите этим заняться, я хочу, чтоб вы поняли, насколько все просто. поместите наблюдателя в центр прозрачной земли. он увидит аналеммы, нанизанные на экватор. вот все это ожерелье из 24 аналемм остается на месте вне зависимости от того, куда переместить наблюдателя. просто его локальный горизонт отсечет свою часть этих аналемм. а они жестко прикреплены к земле. чтобы понять, как отсекается пояс аналемм в районе москвы, посмотрите на этот проект солнечных часов (аналеммы перевернуты, поскольку это проекция небосвода):


каждая аналемма одинакова, и расставлены они через 360/24 = 15 градусов

> таким образом, вся сложность такого моделировании состоит в создании трехмерной сферы с нанесенными на поверхность солнцами в виде аналемм

когда я рисовал эти солнечные часы, я нарисовал одну аналемму, а затем размножил ее по кругу. делал это в rhinoceros, вручную вбивая координаты для каждой точки первой аналеммы

> 2 либо вручную вводить угловые координаты каждой точки аналеммы, которых у меня также нет

с угловыми координатами не вопрос. вопрос, как их подсунуть трехмерной программе и не ошибиться при подсовывании (можно ненароком что-нибудь перевернуть, например аналемму с востока на запад, она ведь немного асимметрична). вы какой программой пользуетесь?

> а есть какие-то примеры подобного флеша? то есть подразумеваются элементы управления прямо на панораме, которыми можно будет менять время и дату, наблюдая за перемещением солнца?

в этом нет особой сложности...
да, управление реализуется через кнопочки в окне панорамы...
на флэш это реализовать можно...

к сожалению классические таймлапсы в 4d- редкость даже в интернете,

я сам видел когда-то объективное 4d видео на флэш вырастающего гриба, там раз в час делалась круговая съемка вокруг растущего гриба, в ролике можно было вращать камеру вокруг гриба и одновременно крутить ползунок времени (либо оставить цикличное проигрывание времени и крутить гриб)- это было нечто, сейчас порыскал по старой памяти не нашел (было это давно)

но в интернете полно флэш роликов объективной съемки с интерактивными элементами, это не совсем панорамы, но в общем подход тот же...

в этом примере объективной съемки с дополнительной менюшкой, пример убогий все очень просто- извиняюсь, но дает примерное представление.

http://www.photospherix.com/4.asp?aid=hjs-800s.swf&theID=234

есть и панорамы с дополнительным интерактивом, VR-туры, как правило, это переход по помещениям, детализированные виды, смена освещения и т.п.

таким же макаром можно реализовать и аналеммы в панораме.




>немного проще. раз вы хотите этим заняться, я хочу, чтоб вы поняли, насколько все просто. поместите наблюдателя в центр прозрачной земли. он увидит аналеммы, нанизанные на экватор. вот все это ожерелье из 24 аналемм остается на месте вне зависимости от того, куда переместить наблюдателя. просто его локальный горизонт отсечет свою часть этих аналемм. а они жестко прикреплены к земле.

даже так... я почему-то все сложнее представлял.

я предпочитаю 3d max, проблем с вводом там нет, если аналеммы одинаковые, то распределить их по экватору будет просто,

остается только преобразовать полюсные координаты к координатам с нулем в центре земли и проверить адекватность модели, возможно могут возникнуть оптические искажения из-за самой модели.


> остается только преобразовать полюсные координаты к координатам с нулем в центре земли

ну это они собственно и есть. вот что получается, если те числа, которые я вам закинул, положить на гугл ерс:

здесь выделена розовым цветом полуденная (12 UTC) аналемма, и к западу от нее приделаны еще две - 13 и 14-часовые

и еще, обращаю внимание, что азимутальные координаты для севернополюсного наблюдателя с земли увеличиваются по часовой стрелке (то есть на запад), а координаты гугл ерс увеличиваются на восток, то есть надо не запутаться со знаком

> [из письма] хотелось бы построить адекватную модель для любой точки поверхности земли, если это возможно

это именно что возможно. поставьте себя в любое место земли, скажем в москву, а затем параллельно перенеситесь в центр земли вместе с московским локальным горизонтом. этот параллельно перенесенный горизонт отсечет половину земли, и сверху останется та часть аналемм, которая и наблюдается в москве. ровно то же самое касается любой иной точки земли. представили?

На мой взгляд, если делать итеракивный 4d флеш, то лучше использовать не статические данные, а расчитывать позицию Солнца непосредственно в ролике на action script. Эт даст несколько преймуществ:
1. плавность движения
2. компактный код, вместо большого массива данных
3. возможность "перемещаться" по поверхности Земли и на обльшие отрезки времени (больше года, хотя это не особо нужно, ибо все циклично)
4. позволит развивать "навороченность" проекта, например, тот же motion blur Солнца

Раскопал экселевский файл с формулами, о котором говорил веткой выше. Он представляет из себя конспект с пояснениями, где все расчеты реализованы сначала на листах, средствами эксель (для тренировки) и в виде пользовательсктх формул на VBA. Сами расчеты довольно просты с точки зрения математики и не выходят за рамки четырех основных математических действий. Ну еще отбросить целую или дробную часть. Так что, думаю, по моему конспекту будет не сложно адаптировать формулы для action script и особую нагрузку на проц они не дадут.
Если интересно, готов скинуть файл. Так же имеется в наличии 50МП (10 000x5 000) эквидистантная карта звездного неба, правда не собственного изготовления, а выкачанная откуда-то из недр Интернета.

возможно вы правы,
но тогда придется что-то типа papervision использовать, и полностью воссоздавать сцену в тридэ во флэш...

а так можно использовать обычную развертку панорамы с кубической сценой и вращающейся центральной камерой без возможности ее перемещения (обычный движок флэш-панорам)...
и просто менять изображения на гранях куба, которые предварительно просчитаны и отрендерены...

пока все на стадии inception.

смоделировать сами аналеммы оказалось действительно нетрудно, но теперь очередь за панорамами.

их, во-первых, нужно отснять, а, во-вторых, выполнить привязку к трехмерной модели аналемм...

это займет время.


>и просто менять изображения на гранях куба, которые предварительно просчитаны и отрендерены...
тогда не получится реализовать анимацию солнца. Собственно, ничего не мешает использовать стандартный вариант с кубической проекцией, необходимо только добавлять изображения солнца в нужную точку. Это можно делать на последнем этапе - на выводящуюся на экран плоскую картинку (с учетом ориентации камеры).

>их, во-первых, нужно отснять
это - да, процесс долгий и творческий, по себе знаю

>выполнить привязку к трехмерной модели аналемм
в этом проблем не вижу, если панорама склеена геометрически верно (горизонт на месте, известен север). У меня сведение панорамы с картой звездного неба прошло как по маслу.

Для меня максимальная сложность видится именно в движке, специализированном под конкрентую задачу. Съемка и выравнивание панорам - тут все просто и понятно, требуются только затраты времени.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account